Понедельник, 28.09.2020, 11:48
Приветствую Вас Гость | RSS



ГЕОГРАФИЯ





Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 142
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Франция

ФРАНЦИЯ И ФРАНЦУЗЫ

Географическое положение и общие сведения о стране
Франция — одна из главных стран мира, издавна играющих важную роль в мировой экономике, науке, культуре и международных отношениях, постоянный член Совета
Безопасности ООН, одна из ядерных держав. По площади (543 965 кв. км) она является третьей страной в Европе после России и Украины и занимает западную, сильно суженную часть Европейского континента, своей конфигурацией напоминая шестиугольник с максимальными расстояниями в 900—1000 км. В состав Франции входят также остров Корсика и ряд мелких прибрежных островов.
Расположенная между Атлантическим океаном и Средиземным морем, Франция в то же время имеет широкий фронт границ со многими развитыми странами. Ее границей с Германией на большом протяжении служит Рейн — главная водно-транспортная магистраль Европы. Свыше половины границ — морские, многие эстуарии рек и бухты удобны для стоянки судов. Узловое географическое положение Франции среди крупнейших западноевропейских государств, соседство с экономическими центрами региона, удобство морских связей — все это способствовало раннему экономическому развитию страны.
Французская Республика — государство в Западной Европе. На западе и севере территория Франции омывается водами Атлантического океана и пролива Ла-Манш, на юге — Средиземным морем, поэтому морские границы Франции могут быть условно разделены на три части — побережье Средиземноморья, прибрежная полоса Бискайского залива и Атлантики и берега пролива Ла-Манш. Благодаря значительному протяжению своих морских границ Франция имеет 11 млн кв. км эксклюзивной экономической зоны. На юго-западе Пиренеи отделяют французские рубежи от Испании. На юго-востоке Франция имеет общую границу с Италией. Горные массивы Альп и Юра создают естественную преграду на востоке. Здесь Франция граничит со Швейцарией, Германией, Люксембургом и Бельгией.
Частью французской территории является остров Корсика. Обширны заморские территории республики. К ним относится ряд островов в Тихом океане: Новая Каледония (находится в Меланезии, общая площадь — 19 тыс. кв. км), с 1853 г. она объявлена французским владением, в 1864—1896 гг. была местом ссылки на каторгу; и Французская Полинезия (находится в центральной части Тихого океана, общая площадь — 4 тыс. кв. км). Две другие заморские территории Франции представляют Уоллис и Футуна, а также Южные земли и Французская Антарктика.
Столицей Франции и одновременно самым крупным городом страны является Париж. Следующий по величине город страны Марсель уступает Парижу по численности населения более чем в 10 раз. Кроме Парижа и Марселя, крупнейшими городами Франции являются Лион, Лилль, Бордо, Тулуза, Ницца, Нант, Страсбург, Тулон, Руан. Франция разделена на 96 административных единиц — департаментов. Особый статус заморских департаментов имеют Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон. Кроме того, в состав Франции входит ряд заморских территорий: 4 заморских территории (Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские южноантарктические территории Уоллис и Футуна) и специальные территориальные единицы — о-ва Майотта и о-ва Сен-Пьер и Микелон.
Исторические особенности заселения и развития страны
Люди стали жить на территории современной Франции более миллиона лет назад. Первые датированные сведения о поселениях на этих землях относятся к 600 г. до н. э., когда греческие купцы из Малой Азии основали на месте современного Марселя свою колонию Массалия.
В VI в. до н. э. из Восточной Европы на территорию современной Франции вторгаются, а затем оседают на северо-востоке и в центре кельты, которых римляне называли галлами. Отсюда и древнее наименование страны — Галлия. Римская колонизация оказала большое влияние на страну. В ней появились крупные поместья местных правителей, дороги, города. Кельтские языки, хотя и очень медленно, вытеснялись латынью. В 16 г. до н. э. Галлия была разделена на 4 римские провинции. В Х в. происходит распад некогда единого государства, в котором власть переходит к более чем 20 полусамостоятельным графам и герцогам (Анжу, Пуату, Шампань и др.). Королевская власть становится выборной. С конца IХ в. чаще других стали добиваться избрания графы Парижские из рода Робертинов.
После 987 г., когда королем стал один из Робертинов — Гуго Капет, королевская власть последовательно закрепилась за представителями этого рода. По имени основателя королевского рода — Гуго Капета — ее стали называть династией Капетингов. В 1300 г. Филиппу IV Красивому удалось захватить Фландрию, но в результате восстания городов в этой области через два года она была вновь утеряна. В 1302 г. Филипп IV созвал первые Генеральные штаты, при нем сложилась сословная монархия. К концу ХV в. во Франции было уже 15 университетов, в 1474 г. французским гражданином стал изобретатель книгопечатания Гуттенберг.
В 1491 г. сын и преемник Людовика ХI Карл VIII женился на герцогине Анне Бретонской, и с этой женитьбой последнее крупное герцогство — Бретань — фактически вошло в состав земель французской короны. Завершив в основном объединение современных французских земель, государство стало самым большим и многолюдным в Западной Европе.
В 1624—1642 гг. первым министром Людовика ХIII стал кардинал и герцог Ришелье (Арман Жан дю Плесси) (1586—1642 гг.), который смог утвердить систему абсолютизма во Франции. Не покушаясь на религиозные чувства гугенотов, Ришелье начал решительную борьбу против их военно-политической организации во главе с герцогом Роганом. В 1628 г. после многолетней осады был взят город-порт Ла-Рошель, а в 1629 г. были ликвидированы последние очаги сопротивления гугенотов в горных районах Лангедока.
В 1733—1735 гг. Франция оказалась втянутой в войну за Польское наследство, поскольку Людовик ХV был женат на дочери незадачливого польского короля Станислава Лещинского, сброшенного с престола Петром I. Оказавшись в дипломатической изоляции, Франция была вынуждена прекратить войну. В 1740—1748 гг. Франция приняла участие в войне уже за Австрийское наследство, которая также не принесла стране ничего, кроме жертв и расходов. Обострение борьбы за колонии привело в 1756—1763 гг. к Семилетней войне между Францией, Россией, Испанией, Саксонией, Швецией, Австрией с одной стороны, и Англией (в унии с Ганновером), Португалией и Пруссией — с другой. В соответствии с Парижским мирным договором 1763 г. Франция уступила Англии почти все свои колонии в Северной Америке (Канаду, Восточную Луизиану) и Индии. Важным приобретением стала покупка в 1768 г. у Генуи острова Корсика. К 1795 г. французские войска заняли всю Бельгию, превратив страну в девять новых департаментов. Голландия была превращена в "дочернюю" Батавскую республику; к Франции были присоединены некоторые испанские и немецкие территории.
В ноябре 1799 г. (18 брюмера) Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом и сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В многочисленных сражениях и войнах Наполеон Бонапарт покорил многие европейские страны. Особенно следует отметить битву 2 декабря 1805 г. при Аустерлице. К 1812 г. вся Западная и Центральная Европа, за исключением Швеции, Португалии, Сицилии и Сардинии, находилась в зависимости от Франции.
4 сентября 1870 г. власть в Париже в результате революционного выступления перешла к республиканцам, что положило начало так называемой Третьей республике, конституция которой была принята в 1875 г. В конце ХIХ в. Франция, уступив первенство в Европе Германии, совершает крупные колониальные захваты и становится обладательницей второй в мире, после Англии, колониальной империи. В 1881 г. Франция установила протекторат над Тунисом, в 1893-м году — над Лаосом, в 1912 г. — над большей частью Марокко.
С 1958 г. в результате референдума в стране в силу вступила новая конституция, положившая начало Пятой республике; были значительно расширены права исполнительной власти в ущерб законодательной. В 1958 г., в сответствии с новой конституцией, на семилетний срок президентом республики был избран Шарль де Голль (переизбран в 1965 г.). В 1958—1960 гг. Франция предоставила независимость большинству своих африканских колоний: Габону, Конго, Мавритании, Центральноафриканской Республике, Чаду, Кот-д'Ивуару (Берег Слоновой Кости), Гвинее, Судану, Сенегалу, Мадагаскару, Бенину (Дагомея), Нигерии, Камеруну, Того, Верхней Вольте, Мали.
В конце 1960-х годов во Франции начался самый серьезный в послевоенное время экономический кризис. В июне 1969 г. девятнадцатым президентом Франции стал Жорж Помпиду. В 1974 г., после его кончины, новым главой государства стал Валери Жискар д'Эстен. Объединение демократических и левых социалистических сил на последующих президентских выборах предопределило победу бывшего первого секретаря Французской социалистической партии Франсуа Миттерана, который занимал пост президента вплоть до 1995 г. С 1995 г. президент
Франции — Ж. Ширак.
Природные условия и ресурсы
Ландшафты страны представлены, главным образом, единообразными плоскогорьями или немного холмистой местностью на севере и западе; на остальных частях территории преобладают горные массивы, особенно Пиренеи на юге, Альпы на востоке. Самая низкая точка страны — речная дельта Роны (2 м от уровня моря), а самая высокая точка — г. Монблан (4807 м), являющаяся самой высокой точкой не только Франции, но и всей Европы.
Природные условия и ресурсы в целом благоприятны для жизни людей и развития производства, они, пожалуй, более разнообразны, чем в других странах Западной Европы. Минеральными ресурсами Франция небогата; скромны запасы каменного угля (большая часть его залегает в Лотарингии), нефти и природного газа. Наиболее важные энергетические ресурсы — запасы урана в Центральном массиве и энергия горных рек, особенно Роны и ее альпийских притоков. В перспективе можно будет использовать большие запасы энергии морских приливов, достигающих у берегов страны высоты 12—16 м. В Лотарингии много железной руды, но она бедна по содержанию железа. На юге — в Провансе и Лангедоке — добываются бокситы, в Эльзасе и Лотарингии — калийные и каменные соли. Страна богата природными строительными материалами.
Природные условия благоприятны для развития сельского хозяйства: преобладают равнины и слабо всхолмленные пространства с плодородными окультуренными бурыми лесными и подзолистыми почвами, морской климат умеренно теплый и влажный. На большей части территории за год выпадает 600—1000 мм осадков, зимние температуры положительны, снеговой покров обычно отсутствует, реки не замерзают. Лишь на северо-западе страны сельское хозяйство страдает от избытка влаги, а на побережье Средиземного моря, где господствует средиземноморский климат, оно испытывает недостаток влаги в летний период.
Значительный диапазон климатических условий позволяет сочетать растениеводство среднеевропейского и субтропического типа. Благодаря мягкости климата многие ценные южные растения, например виноград, можно культивировать на большей части страны. Природа Франции значительно окультурена человеком: 33 % площади занимает пашня, 21 % — пастбища и сенокосы; 2,5 % — виноградники, сады и огороды; 27 % — леса (в основном саженые); около 17 % занято застроенными и неиспользуемыми землями.
Мягкий приятный климат, живописность природы, тысячи километров морских пляжей, большие возможности для развития туризма, альпинизма и зимних видов спорта в горах, многочисленность исторических и архитектурных памятников, густая сеть хороших дорог, отелей и ресторанов делают Францию классической страной туризма. Ее богатыми рекреационными ресурсами ежегодно пользуются десятки миллионов иностранцев, что приносит стране крупные доходы.
Население
Французы, один из романских народов Европы, составляют около 85 % жителей страны. Остальная часть населения — национальные меньшинства, живущие на периферии страны (корсиканцы, баски, эльзасцы и др.), а также иммигранты. Последних более 4 млн (португальцы, алжирцы, марокканцы и др.). Вместе с тем, 1,5 млн граждан Франции живет вне страны. Число жителей растет быстрее, чем в других крупных странах Европы, — сказываются государственная политика поощрения рождаемости и иммиграция (за 80-е гг. естественный прирост составил 2 340 тыс. и сальдо миграции +550 тыс. человек). Социально-классовая структура населения отражает высокий уровень развития капитализма; 85 % работающих составляют лица наемного труда (рабочие и служащие), 12 % — мелкие предприниматели города и деревни и помогающие им члены семей и 3 % — крупные бизнесмены-работодатели, которые контролируют основную часть национального достояния и политику Франции.
Влияние церкви слабее, чем в Италии и Испании, среди верующих численно преобладают католики. Предусмотрено обязательное бесплатное обучение детей от 6 до 16 лет, но фактически среднее образование получают лишь 2/3 детей. Около 1/5 детей обучается в частных школах, патронируемых в большинстве религиозными организациями.
При средней плотности населения 105 человек на 1 кв. км контрастность ее велика: в горах (Пиренеи, южная часть Альп и Центрального массива) и в других малоплодородных местностях (Ланды, Солонь) плотность не достигает и 20 человек, а в районах Парижа, Севера, Лиона с высокой концентрацией промышленности и городов плотность превышает 300 человек на 1 кв. км. Высока плотность населения в плодородных сельских районах, особенно по долинам рек, а также на побережье Нормандии, Бретани, Средиземного моря, где сельское хозяйство сочетается с рыболовством и зонами рекреации.
3/4 населения живет в городах, причем половина — в индивидуальных жилых домах. Главная форма городского расселения — агломерации, а для сельской местности типичны небольшие деревни и хутора. Имеется 50 агломераций с числом жителей свыше 100 тыс., на них приходится около 60 % всех горожан. Среди центров Франции очень резко выделяется по величине и значению Париж. В столичной агломерации сосредоточено 9,3 млн жителей, или 16 % населения страны. Следующие по величине агломерации — Лион и Марсель — имеют по 1,3 млн жителей. Быстрее всего растет число жителей в департаментах, окружающих столицу, и в зонах с высоким рекреационным потенциалом — в Альпах и на Средиземноморском побережье, убывает в отсталых аграрных и депрессивных промышленных зонах. Правительство проводит политику, сдерживающую разрастание Парижа (здесь учитывается число рабочих мест, контролируется строительство новых заводов и других важных объектов и стимулируется развитие отсталых экономических районов и их центров).
Общая характеристика экономики страны; транспорт
В промышленности Франции главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционных энергоресурсов, после Второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки. Ежегодно в Центральном массиве добывается 2—3 тыс. т урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работает более 30 АЭС, на которых производится более 70 % всей электроэнергии. Во Франции много уникальных центров ядерной энергетики. Так, Пьерлат (в долине Роны) — самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урановых руд, а на мысе Аг находится первый по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций.
Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако в стране добывается только 10 млн т угля, 3—4 млн т нефти и 3 млрд куб. м природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %. Зависимость страны от импорта нефти — существенный изъян в ее экономике. Планы развития энергетики предусматривают ограничение потребления энергоносителей и уменьшение зависимости от их ввоза за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов).
За последние 20 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшилась ее материало- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному. Так, в машиностроении особенно быстро росло производство электротехники и электроники, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и уменьшился тоннаж спускаемых судов, среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но снизилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии. Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей. Почти на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т. д.
В стране хорошо развиты черная металлургия и выплавка алюминия, хотя в этих отраслях происходит спад производства из-за конкуренции других стран. Ежегодно выплавляется 14—15 млн т чугуна и 18—19 млн т стали, причем около половины чугуна и 1/3 стали производится в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично на своем коксе. Важное значение имеют два крупных металлургических комбината, построенные у моря в Дюнкерке и в Фосе (спутник Марселя), работающие на импортном сырье и топливе. В горных районах — Савойе, Центральном массиве, Пиренеях — вблизи ГЭС развита электрометаллургия (качественные стали и цветные металлы).
На долю машиностроения приходится более 2/5 стоимости промышленной продукции. Франция — одна из первых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации: производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения и оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5—4,0 млн автомобилей, причем свыше 90 % машин производят 2 компании: "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свыше 1/2 из них экспортируются (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортные). Головные заводы находятся в пригородах Парижа и Лиона и в Сошо-Монбельяре (Франш-Конте). Авиаракетная промышленность Франции лидирует в Западной Европе. Производятся разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются странами ЕЭС для запуска спутников.
Основной космодром Франции — Гуру (Французская Гвиана). Главные авиационные заводы — в Париже и Тулузе — принадлежат государству. Другие центры этой промышленности — Бордо, Бурж, Мариньян. Развиты электротехника и электроника, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу. Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и в выпуске сельскохозяйственных машин. Поэтому экспорт такой продукции обычно меньше, чем импорт. Главная особенность размещения машиностроения в целом — его высокая концентрация в Большом Париже (почти 1/2 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.
Франция входит в число первых пяти стран мира по производству химикатов; ее специализация — производство минеральных удобрений (имеется своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс; тонкая химия. Крупные заводы есть почти во всех районах. На базе местного сырья получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т. д. На импортном сырье выросли крупные нефтехимические предприятия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице действуют предприятия тонкой химии (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производства шин. Другие крупные заводы резиновых изделий, напротив, размещены в сельскохозяйственных районах (Клермон-Ферран и Монлюсон), в расчете на дешевизну местной рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.
Важнейшая отрасль легкой промышленности — текстильная — утратила свое былое значение во французской экономике, но по своим масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция вместе с Италией и Германией лидирует в Западной Европе. Отличие Франции от этих стран — в более высокой доле применения хлопка и шерсти и в меньшем употреблении химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внутреннем и внешних рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых в нем с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза.
Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. На севере (Рубе-Туркуэн, Лилль, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры
Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа — Труа, Париж и Рубе.
Большое значение сохраняет швейная промышленность; ее изделия пользуются большим спросом и за пределами страны. Главный центр по выпуску одежды и галантереи — законодатель мод Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность. Особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия. Уже из перечня основных центров отдельных производств видно, что промышленность размещена очень неравномерно: 1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (например, в Иль-де-Франс), еще столько же в Лионском и Северном районах вместе взятых (всего на 17 % территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в центральной, западной и южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).
По уровню промышленного производства Франция занимает одно из ведущих мест среди западных стран. Промышленность создает основную часть ВВП (около 25 %), обеспечивает более 1/3 рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Основные отрасли индустрии: машиностроительная (занято свыше 570 тыс. чел.; дает около 2,6 % мирового производства, около 40 % продукции идет на экспорт), химическая (250 тыс. чел., 4-е место в мировом экспорте), авиакосмическая (100 тыс. чел., 2-е место по экспорту среди стран Запада), автомобилестроение (3-е место в мире по выпуску автомобилей — около 3 млн, из которых около 1,5 млн идут на экспорт), пищевая (400 тыс. чел.; по объему экспорта уступает лишь США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая, металлургическая (одна из ведущих стран мира по уровню развития цветной металлургии; 3-е место в Западной Европе по производству стали); атомная энергетика (АЭС дают около 75 % производимой электроэнергии); горнодобывающая.
Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, сахарной свеклы, второе — по производству молока, мяса, картофеля (после Германии) и винограда (после Италии), является крупнейшим экспортером продуктов сельского хозяйства. После Второй мировой войны сельское хозяйство развивалось в условиях обострения конкуренции на рынках продовольствия (особенно на рынке ЕС) и интенсивной модернизации. Резко усилилась концентрация производства; за 1950—1990 гг. число хозяйств за счет разорения мелких сократилось более чем наполовину, а средняя площадь одного хозяйства увеличилась с 13 до 31 га. Получили широкое распространение предпринимательская аренда земли, снабженческо-сбытовая и перерабатывающая кооперация, агропромышленные комплексы. Значительно повысились производительность труда, урожайность культур и продуктивность скота. Теперь основную часть земли занимают крупные хозяйства, которые широко используют наемную рабочую силу и дают основную массу товарной продукции, хотя численно по-прежнему преобладают мелкие и средние хозяйства.
Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей при примерно одинаковом значении растениеводства и животноводства. В растениеводстве Франции главное — производство зерна (сборы 55—60 млн т в год). Ведущая культура — пшеница, занимающая обычно около 1/4 пашни и 1/2 площади среди зерновых. Основные пшеничные районы — Северо-Французская и Аквитанская низменности. Велико значение кукурузы (главные посевы на юго-западе) и ячменя. На бедных почвах Центрального массива культивируется рожь, в дельте Роны — рис. Важную роль играют широко распространенный картофель и сахарная свекла, посевы которой, как и сахарные заводы, сосредоточены на Северо-Французской низменности. В отдельных местах немалое значение имеют хмель, лен, табак, подсолнечник, рапс, цветочные плантации (у Ниццы).
Велика роль виноградарства и овощеводства; они дают по 8—10 % всей стоимости продукции сельского хозяйства. Основная часть винограда идет на изготовление вина — в среднем более 60 млн л в год. По производству виноградных вин и их качеству Франция занимает первое место в мире. Марки напитков "Шампанское", "Коньяк", "Кагор" и многие другие широко известны за пределами страны. Главный виноградный район — Лангедок — дает около 1/3 вин, но это преимущественно рядовые вина. Марочные вина производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары. Плодоводство и овощеводство являются основной специализацией многих небольших районов, снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь Париж. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (особенно на северо-западе), грушевые и персиковые. Для Средиземноморского района характерны сливы и цитрусовые.
Животноводство имеет мясомолочное направление, важнейшая отрасль — разведение крупного рогатого скота (21,5 млн голов, в том числе 5,7 млн молочных коров в 1999 г.). В стране 11,5 млн свиней и 12,7 млн овец и коз. Главный животноводческий район — Северо-Запад, здесь треть поголовья крупного рогатого скота, развиты свиноводство и коневодство. Вторым районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней и главным ареалом овцеводства является Центральный массив. В Парижском и Северном районах плотность скота не столь велика, но интенсивность животноводства здесь выше. Слабо развито животноводство в Средиземноморской Франции, где бедна кормовая база. В последние годы сельское хозяйство страдает от обострения аграрного кризиса, вызванного ограниченностью внутреннего рынка и противоречиями аграрной политики ЕС. Ограничивается производство зерна, молока, винограда.
Рыболовство играет большую роль в экономике многих городов и побережья Атлантического океана и Ла-Манша. Основной район рыбной ловли — воды Северного моря и Северной Атлантики (сельдь, треска). Но импорт морепродуктов больше экспорта. Главные рыболовные порты — Булонь, Лорьян и Ла-Рошель. Широко развит в стране и устричный промысел. Мясо земноводных (в частности, лягушек) и различные морепродукты прочно занимают основное место во французской кухне.
Франция располагает многоотраслевым высокопродуктивным сельским хозяйством. Господствующее положение занимают крупные хозяйства, хотя численно преобладают мелкие и средние. В сельском хозяйстве занято около 1 млн человек самодеятельного населения. По объему сельскохозяйственной продукции Франция занимает 3-е место среди стран Запада (после США и Канады) и 1-е в Западной Европе, полностью обеспечивая себя основными ее видами. Она является крупнейшим на континенте производителем зерна, сливочного масла, говядины, сыра; превосходит другие страны в показателях на душу населения — по мясу, молоку и молочным продуктам, является крупным экспортером продовольствия. Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство, дающее более 50 % всей продукции.
Франция — страна высокоразвитого транспорта. Во внутренних перевозках людей и грузов первенствует автомобильный транспорт; на 1000 жителей приходится 420 личных автомобилей. Остальная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается главным образом железнодорожным и трубопроводным транспортом. Длина сети железных дорог — 34 тыс. км, из которых 35 % электрифицировано. Главные железнодорожные магистрали, отличающиеся высокой скоростью движения поездов: Париж—Лион—Марсель, Париж—Тур—Бордо, Париж—Лимож—Тулуза и другие пути, связывающие столицу и периферийные районы.
Значительную часть перевозок грузов (в основном стройматериалов и топлива) обеспечивают внутренние водные пути (регулярно используются каналы и реки протяженностью 6,5 тыс. км). Основная водная магистраль — Сена, связанная через Уазу и Сен-Кантенский канал с Северным районом, а через Марну и канал Марна—Рейн — с Лотарингией, Сааром и Рейном. Особенно велики перевозки грузов по Сене ниже
Парижа. В условиях ЕС весьма актуально совершенствование водных путей, связывающих районы восточной части Франции с Северным и Средиземным морями; в этих целях завершаются работы по модернизации каналов Рейн—Рона и улучшению условий судоходства по Сене и Роне. Главные речные порты страны — Париж, Страсбург и Руан.
Транспортная сеть Франции имеет ярко выраженную радиальную конфигурацию с единым центром — Парижем. В столице сходятся важнейшие железные дороги, автострады, внутренние водные пути. Во внешних связях чрезвычайно важную роль играют морской флот и авиатранспорт. Но каботаж развит слабо из-за удаленности от моря основных промышленных районов. Морские перевозки составляют около 30 млн т в год; вес прибывающих грузов в три раза больше веса отправляемых, так как Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует (более 2/5 ввоза составляет нефть). 3/4 морских перевозок идут через 4 порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан. Марсель — второй порт Западной Европы после Роттердама, обеспечивающий связи Франции со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр и Руан — морские аванпорты Парижа; Дюнкеркский порт — морские ворота
Северного промышленного района. В пассажирских перевозках, помимо Марселя и Гавра, большое значение еще недавно имели Кале, Булонь и Дьепп, обеспечивающие сообщение с Англией. С 1994 г. для этих целей начал использоваться туннель под Па-де-Кале. Главные военно-морские базы — Брест и Тулон. В авиационных перевозках главную роль играют государственная компания "Эйр-Франс" и аэропорты в Париже.
Рекреационные ресурсы и туризм. Французский образ жизни
Франция — законодательница мод не только в одежде. Она во многом задает тон и в туристическом бизнесе. Франция — страна развитой туристической индустрии. С дорогими курортами и шикарными отелями на Лазурном берегу (Ницца, Канн, Сен-Тропез), куда активно проникает иностранный, прежде всего американский капитал, часто соседствуют более скромные туристические зоны. Помимо Средиземноморья туризм широко развит на юго-западе Атлантического побережья, на берегу Северного моря, в Провансе. Круглый год привлекают туристов французские Альпы. Гостиничное хозяйство и сервис находятся на весьма высоком уровне и приносят все большие доходы. Одной из последних новинок туристской "моды" стал сельский туризм. Интенсивно развиваются такие специализированные виды туризма, как винный, гастрономический, паломнический, индустриальный и многие другие. Этому в немалой степени способствуют разнообразные и поистине неисчерпаемые туристско-рекреационные ресурсы.
Давнюю историю имеют во Франции и классические лечебные курортные центры. Многие из них заслуженно пользуются поистине мировой славой и популярностью. Так, к примеру, еще в XVII веке были обнаружены необычные дерматологические и прочие целительные свойства термальных вод из небольшого французского городка Виши, а в прошлом столетии даже Наполеон III посетил город, чтобы восстановить там свои силы и отдохнуть после многочисленных военных кампаний. Представляющий собой комплекс роскошных зданий, ставших уже историческими и включающих один из лучших отелей страны, Виши сейчас — самый известный и титулованный курорт термальных вод не только Франции, но и всей Западной Европы. С 1931 года на базе минеральных вод Виши производится целая линия косметических продуктов по уходу за кожей лица и тела.
Однако, сколь бы популярными ни были сельский или лечебный туризм, больше всего иностранных туристов во Франции привлекает ее столица. Париж — один из величайших и самых известных туристских центров не только Франции, но и всего мира. Очарование великого города, занимающего столь уникальное место в истории Европы, открывается в первые же часы пребывания в нем. Здесь столько знакомого, известного по фотографиям и телевизионным передачам, но еще больше нового и неизвестного. Триумфальная арка и сады Тюильри, Елисейские поля и Эйфелева башня, Лувр и собор Нотр-Дам, дворец Конкорд, Вандомский дворец, Дом Эглиз (место захоронения Наполеона) и многие другие памятники истории и культуры являются подлинной мировой туристской классикой.
Наиболее известная историческая часть Парижа достаточно компактна, так что все основные достопримечательности находятся в пределах пешеходной дистанции друг от друга. Прогулки по исторической части города обычно начинаются от Нотр-Дама. Первое поселение на месте современного Парижа, датируемое 250 годом до новой эры, находилось именно здесь. Современный Нотр-Дам — это уже четвертый вариант храма, который изначально был построен на этом месте.
Бульвар Сен-Жермен с множеством старинных зданий — одно из обязательных мест для прогулок. Париж в целом известен своими бульварами; большинство из них, конечно, не столь знамениты, но не менее интересны. Музеи Парижа выше всяких похвал и комплиментов. В течение десятилетий город являлся мировым центром художеств. Множество бесценных сокровищ Европы хранится именно в парижских музеях. Среди современных музеев Парижа самым известным является Культурный центр
Жоржа Помпиду. Наиболее выдающаяся коллекция художников XIX века и особенно импрессионистов собрана в музее Д'Орсэ.
За время одной поездки, находясь в Париже всего неделю или две, сложно осмотреть все его музеи, но не побывать в Лувре — просто непростительно. Сколь бы ни был занят любой гость французской столицы и какие бы важные дела ни подгоняли его, несколько часов для посещения Лувра выделяются обязательно — каждого там ждет улыбка Моны Лизы...
Лувр, самый крупный и наиболее известный в мире музей, первоначально строился как королевский дворец. Последнее десятилетие он находился в процессе усовершенствования (зримо выразившегося в возведении стеклянных пирамид), начатого в 1984-м и завершенного в 1996 году. Несмотря на несомненную оригинальность этих модернистских сооружений, наибольший интерес в Лувре представляют все-таки его уникальные коллекции, в которых — работы Рафаэля и Тициана, Эль Греко и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Леонардо да Винчи и многих, многих других. Обращают внимание и коллекции гобеленов и драгоценных камней (последняя включает, к примеру, бриллиант Регент весом 186 карат).
Самый удобный вид общественного транспорта в Париже — это, безусловно, метро. Станции расположены близко друг от друга и таким образом, что не приходится долго искать ту или иную из них. 13 линий метро позволяют проехать в любую точку в центре города и во многие пригороды.
В Париже много мест, которые активно посещаются иностранными туристами. Многие, например, поднимаются на Эйфелеву башню или на Сакр-Кэр, находящийся в верхней части Монмартрского холма, чтобы посмотреть на город. Увидеть Париж с высоты Сакр-Кэр — только одна из возможностей получить особое предста



Каталог сайтов

Поиск

Подарки ручной работы


Питомник мейн кунов

Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz